Самая частая причина нежелания посещать школу – это насилие в классе, неспособность персонала защитить ребенка от агрессивного воздействия других детей. Бегство от насилия заставляет ребенка идти на ложь. При этом возникает эффект «замкнутого круга». Проблема постепенно разрастается, как снежный ком: ребенок может создавать видимость, что посещает школу, однако в течение долгого времени не переступать ее порог. При этом, чтобы родители поверили, школьник может подделывать оценки и записи в дневнике, выдумывать истории о том, как прошел школьный день и даже садиться за уроки, лишь бы не идти в школу, но, когда спустя время обман раскрывается, он вынужден туда вернуться. При чем, в столь сложных ситуациях родители зачастую даже не пытаются выяснить истинную причину такого поведения, а значит, проблема остается и еще больше усугубляется.
Второй, по частоте, причиной отказа от посещения школы, является излишнее психологическое давление со стороны педагогов. В страхе невыносимых уроков, насмешек окружающих, школьник пропускает сначала одно занятие, затем следующее и дальше все идет по нарастающей.
Еще одна группа причин, по которой школьники отказываются посещать занятия – гедонистического характера. Так, например, когда хочется досмотреть интересный фильм или доиграть в увлекательную компьютерную игру, а так как дисциплинарное внимание еще не достаточно формировано, то школьник совершенно случайно пропускает занятия в первый раз, а затем повторяет это уже более осознанно. Таким образом, ребенок начинает отрицать принцип реальности, и следовать лишь принципу удовлетворения своих потребностей. Это наиболее сложная ситуация, зачастую детерминированная родителями. В таких случаях мама или папа часто акцентируют внимание ребенка на удовольствиях, а не на дисциплине.
Наиболее сложно такая проблема проявляется в старших классах, вплоть до шантажа. «Я не хочу идти в школу, потому, что не собираюсь поступать в институт…» - пропуск занятий на фоне подросткового конфликта. Как правило, в подобных ситуациях выясняется, что дома родители часто рассказывают о сложности своей работы, таким образом, вырабатывая у ребенка склонность к инфантильному поведению. В таких случаях ребенок приходит к незамысловатому умозаключению: «зачем так долго учиться, если потом так тяжело работать?». При этом школьником утрачиваются социальные цели.
Гедонистический подход к школьным занятиям звучит и тогда, когда ребенок заявляет, что будет посещать только те предметы, которые ему нравятся. В глубинной психологии данного процесса заложен элемент детского нарциссизма.
Если пора, когда родитель бежал по первому призыву ребенка, несколько затянулась, то это может очень сильно повлиять на его будущую самостоятельную деятельность, психологическая активность которой будет преимущественно направлена на поиск удовлетворения своих потребностей, утешения себя в противовес социальному взаимодействию. Следуя логики развития, попав в фазу Эдипова комплекса («у мамы есть папа и им тоже хорошо вместе»), ребенок начинает учиться взаимодействовать с окружающими. Проблемы с фазой социализации становятся заметными уже в детском саду, и могут остаться на всю жизнь. Само наказание в данной ситуации не является воспитательной мерой.
Играет определенную роль в отказе от посещения школьных занятий и элемент сублимации. Говорят, настоящие эгоисты – хорошие коллективисты. У детей, не обученных социальному взаимодействию, повышен риск нежелания учиться. При развитии протестной реакции по отношению к учебному процессу, у ребенка отсутствует элемент «соревнования» со сверстниками (при этом он неадекватно взаимодействует с ровесниками), поэтому и мотивации на учебы минимальны.
Зачастую у ребенка есть все возможности и способности осваивать знания, но мешают в учебном процессе внутрисемейные психологические проблемы.