Случай из практики врача-психотерапевта Европейского реестра Игоря Вячеславовича Ляха.
Елена Михайловна обратилась на консультативный прием с жалобами на то, что ее двенадцатилетняя дочь Ольга не хотела ходить в школу, между тем девочка всегда была круглой отличницей.
Оля долгое время обманывала свою мать, она около трех месяцев не ходила в школу, но при этом эффектно создавала видимость, что у нее все в порядке: «рисовала» отметки, подделывала подписи в дневнике, регулярно выполняла домашние задания. В школе учителям девочка сказала, что они с мамой уезжают на время в другой город.
Елена Михайловна заподозрила неладное, когда однажды Оля собралась на занятия в какой-то праздничный день, когда все отдыхали. Она тоже решила зайти в школу, но там никого не оказалось, был действительно выходной, и Елена Михайловна позвонила классной руководительнице Ольги. Та, была чрезвычайно удивлена, сообщила, что девочка еще месяца три назад сообщила о том, что они уезжают в другой город, и в школе больше не появлялась. Ольгина ложь началась, с того, что девочка получила первую в своей жизни «четверку». Она была очень обижена, и поэтому стерла непонравившуюся отметку, а взамен нарисовала «пятерку». Мама не заметила «подделки» в дневнике. Но Олю это не успокоило, а наоборот, с каждым днем у нее росло внутреннее напряжение, страх того, что мама узнает, раскроет ее обман. Из-за этого ей не хотелось идти в школу, и она придумала сказать учителям о поездке в другой город. Ей снова поверили, и не стали ничего проверять. Ольга хотела спустя время снова вернуться в школу, и она прекрасно понимала, что рано или поздно так и будет, но девочка не знала, как ей теперь вернуться.
Елена Михайловна уходила на работу раньше, чем Оля собиралась в школу и возвращалась позже, жили они вдвоем, так, что никто не мог проконтролировать девочку. Ребенок весь день был предоставлен себе. У Оли был ключ от квартиры, деньги, днем она гуляла по городу, и даже делала какие-то покупки, но всегда была одна, ни с кем не общалась. Эти три месяца она не сидела дома, но и не была в компании. Хотя время Ольга зря не теряла, девочка много читала, самостоятельно осваивала учебный материал. Поэтому когда все выяснилось, ей было не сложно восстановиться в школе, сначала она получала «тройки» и «четверки», а затем снова только «пятерки» были в ее дневнике. Важно отметить, что по возвращению в школу с девочкой параллельно шла работа детского и школьного психолога.
В ходе психоаналитических консультаций выяснился еще один мотив, которым «руководствовалась» Ольга, раньше она была обычной отличницей, и по ее словам, в ней не было ничего необычного. А после происшествия появилась какая-то интрига, она стала интересной для одноклассников.
Елена Михайловна после психологического консультирования стала более внимательной к дочери, их отношения стали более близкими. Раньше они практически никогда не проводили выходные вместе, теперь у них стали появляться общие планы на каждый уикенд.
В этой ситуации ребенок в силу своей успешности был предоставлен сам себе, отсутствие контроля со стороны, буквально, спровоцировало детский обман.