С другой стороны существуют люди, жизнь которых просто невозможна без бурного обсуждения «темной стороны» чьей-то жизни. Им достаточно дать только маленький повод, для того, чтобы «раздулась» грандиозная по своей невероятности история.
Существует большая категория людей, которые являются простыми распространителями слухов. Сами собирать информацию или придумывать жареные факты они не будут, но если услышанное их как-то касается, они обязательно поделятся этой тайной со всеми близкими. При такой передаче происходит небольшое усиление и искажение фактов. Так информация распространяется, растёт как снежный ком, обрастая новыми «подробностями». Вот и получается, что Андрей Дмитриевич не просто шел с какой-то женщиной под руку, а еще и обнимал, и целовал ее… Услышав такое, мало кто подумает, что у скромного семьянина Андрея Дмитриевич есть сестра.
Раньше считалось, что это прерогатива женщин, но теперь известно, что многим мужчинам этот способ общения не чужд, чаще для достижения каких-то своих личных выгод.
Учатся сплетничать еще в детском садике. Так, к примеру, пятилетняя Машенька подходит к Саше и на ушко сообщает ему ценную информацию: «у нас в группе есть девочка, которой ты очень нравишься». Спустя некоторое время она добавляет заинтересовавшемуся мальчику: «ты нравишься Верочке». При этом та самая Верочка, девочка, пользующая наибольшим вниманием в группе, уверена, что этот Саша полный дурак. Мальчик, получив столь ценную информацию, начинает оказывать знаки внимания Верочке, и попадает в нелепую ситуацию. Пользуясь сложившимся конфузом, Машенька утешает Сашеньку, и тем самым получает его внимание и расположение. Порой в такие детские игры начинают играть и вполне взрослые люди.
Если говорить о желании распространять слухи, то оно базируется на вполне здоровой особенности человеческой психики - быть ценным, благодаря обладанию ценной информацией. Но сплетня – это не просто «ценная информация», это своеобразная «власть» над другими людьми. Кстати слух и сплетня не совсем одно и тоже. Первое понятие подразумевает более массовую аудиторию. Например, такое сообщение, как: «а, что, вы разве не слышали, скоро всем зарплату в два раза увеличат?», может касаться целого предприятия, а то и отрасли. Сплетня личностно ориентирована, она во многом нарушает законы этики и морали, беспардонно вторгаясь в личное пространство ничего неподозревающего человека.
Поскольку слухи и сплетни обычно распускаются в доверительной обстановке, то имеют сильное влияние на отношение участников к человеку или ситуации, в отношении которой распространяются. Сам факт распространения информации порочащей человека, способен подорвать, а то и убить доверие к нему. Даже информация, в которую сложно поверить, «подорвет» мнение о человеке, оставит негативный осадок.
Случай из практики врача-психотерапевта Европейского реестра Игоря Вячеславовича Ляха. Необходимо отметить, что в связи с правилом конфиденциальности и анонимности приема личные данные и некоторые подробности биографий пациентов изменены. Любые совпадения с реальными людьми случайны.
Мать привела на прием дочку. Пятнадцатилетняя Юля наотрез отказывалась ходить в школу, хотя до этого хорошо училась, была общительной. При индивидуальной беседе выяснилось, что в школе про нее стали расходиться слухи, будто она легкодоступная девушка, ситуация настолько обострилась в последнее время, что к ней подходят старшеклассники с непристойными предложениями.
На вопрос, догадывается ли Юлия, кто распространяет такие слухи о ней, девочка ответила положительно. Маша из параллельного класса стала относиться к ней негативно после недавней дискотеки, мальчик который ей нравился, пригласил танцевать Юлю, она согласилась, хотя он был ей безразличен. После этого по школе стали разноситься страшные слухи.
Комментарии специалиста. Случай, характерный для подросткового возраста. История разрешилась довольно легко. Юля проанализировала ситуацию, поняла, с чем она была связана, и стала проще относиться к ней. Тем не менее, история дошла до классной руководительницы, и особый разговор был отдельно составлен с хулиганами, что тоже не мало важно.
Сплетня, слух в большинстве случаев распространяются с определенной целью – «подорвать имидж» человека, изменить отношение к нему в негативную сторону. В тех коллективах, где часто «гуляют» сплетни существуют контрлидеры, которые «запуская» заведомо ложную информацию пытаются втайне завоевать власть над окружающими, стать скрытыми лидерами. Частое распространение, «эпидемии» слухов и сплетен - показатель напряжённости в коллективе, конкуренции между сотрудниками и серьёзных проблем в управлении.