Просьбы и дружеские обращения к ребенку не всегда бывают эффективны при взаимодействии с ним. Например, нет смысла уговаривать малыша не трогать утюг в тот момент, когда его рука уже почти коснулась горячей поверхности. В этой ситуации лучше всего отвести ребенка от интересующего его объекта, а потом объяснить, почему родитель так сделал. Это и будет примером мягкого физического манипулирования. При общении с маленькими детьми этот способ является наиболее эффективным.
Приказы и наказания могут вызвать либо гнев ребенка, либо постоянное подавление этого гнева. Поэтому родители должны наказывать свое чадо только в крайних случаях. Если гнев ребенка будет постоянно подавляться (поскольку ребенок не всегда посмеет противостоять сильному взрослому), то он может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения. Малыш может начать действовать исподтишка, специально делать что-либо «назло», например, подчеркнуто медленно, выполнять указания родителей, даже если вся семья опаздывает в это время в театр, в гости и т.д.
Техника модификации детского поведения очень проста: за хорошее поведение ребенок получает поощрение, за плохое – наказание или лишение привилегий. Однако и этот метод не стоит использовать слишком часто, иначе родители устанут от назойливых вопросов своего маленького «бизнесмена»: «А что мне за это будет?».
Случай из практики психолога Л.В. Юргановой.
Как только второклассника Лешу перевели из одной школы в другую, в него словно вселилось «маленькое чудовище». «Таким он не был никогда», - хором заявляли все члены семьи. Только он переступал порог дома, вокруг него все разлеталось в стороны: он пинался, кидался вещами, не слушал замечания взрослых, громко кричал и ругался без видимых причин…
Главная причина такого негативного «превращения» в некомфортных для Алексея отношениях, которые царят в новом классе. Вероятнее всего ему сложно привлечь внимание новых одноклассников, поэтому он «отыгрывается» на тех, чье внимание получить гораздо проще… Простая спокойная беседа поможет выяснить, что беспокоит малыша, и совместно поискать варианты решения сложившейся ситуации. Если установить доверительных отношений с ребенком не удается, то не лишним будет обратиться за помощью к детскому психологу.
Агрессия и непослушание – два «взаимодополняющих» компонента характера «маленького монстра». Непослушание – это, прежде всего, «нежелание», подчиняться объекту, который не обладает должным авторитетом. Так, дочь перестает слушать маму, которая сутки напролет пропадает на работе, для девочки главными авторитетами становятся старшие друзья с улицы, ведь они ей ближе и больше знают о ее проблемах, соответственно и «авторитетнее» во всем.
Лучшим гарантом самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой. Но дело в том, что многие папы и мамы пока сами не умеют управлять собственным гневом. Следствием этого будет то, что их дети вряд ли когда-либо в процессе воспитания усвоят навыки адекватного выражения гнева.
Все дело в том, что нет универсального способа выражения гнева для всех людей. У каждого он свой. То, что помогает одному человеку, для другого совершенно неприемлемо. Поэтому лучше следовать одному из «золотых» правил: не знаешь, что сказать – молчи (по крайней мере, не скажешь ничего лишнего), не знаешь что делать – лучше не делай ничего (не сделаешь того, о чем потом пожалеешь). Лучше всего в конфликтной ситуации просто уйти из зоны конфликта и решать проблему тогда, когда вы в состоянии говорить спокойно, без эмоций.
Нужен массаж в спб? Хорошего массажиста можно найти на vitalenaspb.ru.