«Довольно часто своеобразным «провокатором непослушания» становится детский сад. Малыш попадает в совершенно новую, не похожую на домашнюю, обстановку, к которой просто-напросто зачастую оказывается не готовым. Воспитатель сходу предъявляет непривычные требования, а большой объем новой информации раздражающе действует на детскую психику» - рассказывает клинический психолог
Людмила Викторовна Юрганова.
- Людмила Викторовна, что такое «агрессия»? -
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (как одушевленным, так и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и так далее).
Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Таким образом, можно сделать вывод: если
агрессия – это действие, то
агрессивность – готовность к совершению таких действий.
Важно отметить, что агрессия, как правило, не возникает неожиданно, как говорится, «на пустом месте», «ни с того, ни с чего». Она может появиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций. Причем и вербальная, и невербальная провокации могут в ответ вызвать физические действия (нападение, насилие и т.д.).
- Какие факторы могут провоцировать агрессию? - Вероятность возникновения агрессивных действий могут, как повышать, так и снижать различные особенности среды, в которой находится человек. Например, в помещении, где имеются резкие неприятные запахи, табачный дым и т.п., уровень агрессии будет выше, чем в хорошо проветренной комнате.
Кроме этого, большую роль в появлении агрессивных реакций играют индивидуальные особенности человека. Среди «нормальных» личностей более агрессивными являются люди раздражительные, с предвзятой атрибуцией враждебности, с высоким уровнем локус - контроля, люди, строящие свое поведение по особому типу, и лица со сниженным или повышенным самоконтролем.
- Что «скрывается» за особым типом поведения? - Для лиц такого типа поведения характерны следующие индивидуальные особенности: напористость, склонность к соперничеству, желание превзойти других, нетерпение, высокий уровень враждебности. Стоит отметить, что эти люди в большей степени, чем все остальные, подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям.
- Агрессия может «носить» разные маски, то есть принимать разные формы. Свое негативное настроение можно выразить словом, а можно и делом… - Действительно, выделяют разные типы агрессии, всего пять видов:
- физическая агрессия (человек просто совершает направленные физические действия против кого-либо, обычно, когда не в состоянии выразить свое «недовольство» словами);
- вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т.д. используются тогда, когда человек не в силах спокойно разобраться в сложившейся ситуации);
- косвенная агрессия возникает, когда человек не в силах открыто, «в лицо» выразить свое недовольство, она может быть двух видов: направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топанье и т.д.);
- раздражение (человек вспыльчив, груб, не замечает, как «легко воспламеняется», то есть не в силах владеть своими эмоциями);
- негативизм (оппозиционная манера поведения: отрицание всего, как негативная реакция на происходящее).
Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей разных возрастов, а иногда они проявляются с раннего детства. На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние многие факторы, например, проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, а также различные социальные факторы.