Детские страхи
На контрольной консультации Людмила призналась, что у нее возникали ссоры с мужем по поводу отношения к страху дочери, он считал, что нет необходимости обращаться к психологу. Дело в том, что на прогулке с отцом девочка чувствовала себя спокойно и ничего не боялась, видимо потому, что он вел себя более уверенно.
На контрольной консультации Людмила призналась, что у нее возникали ссоры с мужем по поводу отношения к страху дочери, он считал, что нет необходимости обращаться к психологу. Дело в том, что на прогулке с отцом девочка чувствовала себя спокойно и ничего не боялась, видимо потому, что он вел себя более уверенно.
Комментарии к ситуации. Пугаясь чего-либо, ребенок, как впрочем, и взрослый человек, может испытывать глубокий страх. Внешне это проявляется вегетативными реакциями: человек бледнеет, его взгляд может фиксироваться на пугающем объекте, зрачки расширяются. При этом ребенок может жаловаться, плакать, пытаться спрятаться, прижаться к родителям… При значительном страхе может возникнуть так называемый «возрастной регресс», когда, например, малыш, который неплохо произносит слова и отдельные фразы, теряет дар речи, не способен произнести членораздельные звуки. Это очень опасные признаки, в такой ситуации необходимо взять малыша на руки, прижать к себе, и постараться успокоить, необходимо обязательно разобраться в ситуации, если возможно, то объяснить ребенку, как вести себя в подобном случае. Следует обязательно дать понять малышу, что он защищен и всегда может рассчитывать на родительскую поддержку.
Интересно отметить, что чем старше ребенок, тем лучше «работает» его символическое воображение, поэтому иногда бывает достаточно посмотреть страшный фильм или мультфильм, чтобы воспринять выдуманное изображение, как реальность.
Ранние детские страхи всегда связаны с родительским вниманием и подкреплены вторичными выгодами. В ходе консультирования Людмилы удалось выяснить, что она редко ласкала свою маленькую дочь. И в определенной ситуации Анечка поняла, что, испытывая страх, она может получить материнское внимание. Поэтому боятся всего, стало «выгодно». При этом, гуляя с отцом, она никогда не боялась животных, ведь он большой, сильный, уверенный, с ним не так страшно и его внимание не так требовалось.
Игра – защита от страхов…
Между прочим, мы способны обучаться страху друг у друга. В «детской компании» возможет «обмен» страхами, причем они совсем не обязательно связаны с реальной жизнью, а скорее наоборот. Например, детский страх «комара – долгунца» или «длинноногого паука». Известно, что эти насекомые на самом деле не опасны, они даже не кусаются. Однако, играя в страхи, мы «учимся» преодолевать их. Как правило, дети сами «учатся» преодолевать свои страхи, кто-то случайно наступил на насекомое, и понял, что на самом деле этого не стоит бояться. Тот, кто первый «научился» преодолевать свой страх, тот, бесспорно, становится лидером в компании. Напротив, не преодоленный страх может провоцировать в дальнейшем «ночные кошмары», а так же приводить к другим негативным последствиям.
Дети любят играть и с самим страхом: неожиданно выскакивать из-за угла, рассказывать друг другу страшные истории. Тем самым, приобретается опыт преодоления собственных страхов. Говоря об этом, нельзя не сказать о негативной привычке некоторых взрослых «запугивать» ребенка в каких-то ложных воспитательных целях. Малыш на самом деле искренне верит любой фразе тех, кто старше его, но когда его обманывают, возможно, два неблагоприятных исхода. С одной стороны ребенок перестает доверять «обманщику», а с другой стороны, если испуг как-то подтвердился, то он становится частью реального мира малыша, а значит, он будет его постоянно преследовать, усиливаясь, постепенно вводя его в невроз.
Конечно, у ребенка должно возникать чувство страха, но оно должно быть рациональным. Так, например, малыш должен бояться играть рядом с дорогой, дотрагиваться до острых или горячих предметов. С другой стороны «перегнув палку» можно обнаружить усиление напряжения, «фиксацию» внимания малыша на пугающем предмете. Зачастую, именно так происходит формирование «почвы» для последующих взрослых фобических реакций.