Детские страхи
После этого была проведена еще одна консультация, на которой Валерия призналась, что у нее возникает такое ощущение, что она идет не в кабинет к стоматологу, а к Евгению Федоровичу пообщаться, провести необходимые лечебные процедуры.
Комментарии специалиста. Это яркий пример патологической фиксации внимания на объекте страха, ситуацию удалось решить, несмотря на то, что это история очень длительно существовала, как актуальная проблема. Возникший баланс на остроте потребностей, между желанием лечить зубы и желанием избежать боли, был очень травматичным.
В ходе первой консультации удалось частично ослабить страх перед кабинетом стоматолога, при этом в работе использовались лёгкие трансовые методики, детский страх был частично «утилизирован», переработан.
В истории присутствовал очень символичный момент, разрушение зубов означает старость. Боль при стоматологической процедуре пугало Валерию, но еще больше она боялась отсутствия зубов, потери женской привлекательности. Так, один страх подавил другой. Победило желание стать привлекательней, сохранить свою красоту. Значительный позитивный эффект в психотерапевтической работе удалось достичь благодаря взаимодействию с врачом-стоматологом.
Это характерный пример то, что в некоторых ситуациях, особенно в состоянии стресса, способны всплывать «не переработанные» детские страхи. В такие моменты психика как бы переживает состояние «возрастного регресса», взрослые люди начинают уподобляться детям, так же реагировать на все происходящее вокруг.
Детские страхи требуют взрослого внимания…
Отдельная большая тема – детские кошмары, ночные страхи и сновидения. Если малыш с трудом засыпает, часто с ужасом просыпается среди ночи, значит, его психика не в состоянии справиться с чувством страха, следует выяснить, что его беспокоит и помочь преодолеть это ощущение. Очень важно, чтобы родители серьезно относились к переживаниям своего ребенка, не играли его чувствами, не создавали ситуаций, которые «подкрепляют» вторичную выгоду. Когда малыш рассказывает вам о своих переживаниях, о том, что его беспокоило или напугало в течение дня, тем самым он освобождается от негативных эмоций, а значит учиться преодолевать свой страх.
Детские страхи требуют взрослого внимания. Ни в коем случае нельзя «запугивать» ребенка, это может спровоцировать негативные изменение в его характере. «Запуганный» малыш неустойчив к стрессовым ситуациям, он психологически слаб, пассивен, подвержен чужому влиянию. Такой ребенок растет не просто трусом, он всячески избегает любой опасности, любых сложностей на своем пути. Кроме этого, у людей, которых часто пугали в детстве, повышен риск невротизации во взрослом состоянии. Повзрослев такой человек вряд ли будет успешен в современном обществе.
Светлана Кухтерина