Детские страхи
Так, если малыш подходит к собаке, а наперерез к нему мчится испуганная бабушка с громкими непонятными криками, то шанс того, что после возникшей ситуации ребенок будет пугаться собак, очень высок. При этом дети не умеют четко разделять границы, дифференцировать, распознавать внешние объекты, поэтому, скорее всего малыш после такого случая будет бояться всех собак, а потом страх может возникать при виде любого животного, даже игрушечного. Однако выход из такой ситуации происходит аналогичным способом: достаточно ребенку перестать боятся одной собаки, чтобы переставать пугаться всех собак. Кстати, когда ребенок начинает бояться чего-то определенного, это не просто проявление чувств, но и, как это ни парадоксально, умение анализировать, выделять схожие объекты.
Почти всех детей жалят осы, и уж точно все обжигаются об горячее или режутся при прикосновении к острому, но произойдет ли фиксация на этом моменте зависит от того, как родители прореагируют на ситуацию.
Взаимодействие с новыми объектами, всегда вызывает определенные противоречивые чувства: с одной стороны возникает любопытство, а с другой страх. Как реагировать на неизвестное ребенок бессознательно выбирает, наблюдая за поведением своих родителей, чаще всего просто копируя их поведение.
Случай из практики врача-психотерапевта Европейского реестра Игоря Вячеславовича Ляха.Необходимо отметить, что в связи с правилом конфиденциальности и анонимности приёма, личные данные, и некоторые подробности биографии изменены. Любые совпадения с реальными людьми случайны
Людмила пришла на прием без своей четырехлетней дочери Анюты, хотя ее переживания были связаны с ней. Дело в том, что Анечка боялась всех мелких и средних размеров животных, начиная от паучков, червячков, жучкой, заканчивая хомячками, кроликами. Мама не знала, что можно сделать в такой ситуации, поэтому по совету знакомых, обратилась к психотерапевту, чтобы он помог преодолеть страх ребенку.
Когда стали выяснять историю возникновения страха у девочки, удалось установить, что он появился во время воскресной прогулки в зоопарке, когда малышка приблизилась к клетке с волком, мать сильно испугалась, что животное приблизилось неожиданно быстро, и схватила Анечку на руки. Девочка, увидев поведение матери, тоже напугалась, пролепетала: «злая собака», и расплакалась. Вечером, возвращаясь домой, девочка увидела на улице собаку, и неожиданно для родителей, испугалась и заплакала. Затем у Ани появился страх ко всем собакам, а спустя время и ко всем мелким животным.
Не дома, ни у родственников этой семьи не было домашних животных. Однажды, в гостях у знакомых, во время игры с другими девочками Аня громко испуганно закричала, когда к ней подбежала Людмила, то увидела, что дети играли с кошкой, которая поцарапала ее дочь. Так страх животных закрепился: Аня стала бояться, даже если видела животное по телевизору.
На вопрос: «что вы делаете, когда ребенок пугается?», Людмила ответила, что начинает гладить Аню, обнимает, берет на руки.
Когда на следующий прием Людмила пришла вместе со своей дочкой, было очевидно, что ребенок испытывает настороженность ко всем животным, даже игрушки вызывали у нее чувство страха и напряжения.
Интересно отметить, что у маленьких детей страхи легко проходят в обстановке игры. Незнакомый предмет вызывает напряжение, а игра позволяет легко в непроизвольной форме приобрести опыт общения с неизвестным, и привнести в жизнь полученные навыки. Буквально через несколько игровых консультаций, с четким инструктажем мамы как взаимодействовать с дочкой, произошли позитивные изменения. Людмила с Аней снова пошли в гости к знакомым у которых была кошка, вместе весело поиграли с ней, и страх животных у девочки исчез, мало того она стала различать их, понимать их «настроение», и теперь хорошо определяет, когда с собачкой можно поиграть, а когда она злиться. Между тем, Людмила сама научилась помогать дочери, справиться со своим страхом.