Как Вы относитесь к своему здоровью?
Лучший вариант - в дружеской беседе привести свой пример: «вот я недавно был у врача, и мне стало гораздо лучше, сходи и ты, неизвестно, может и тебе легче станет». Если разговор идет с мужчиной, то эффективнее всего продемонстрировать нерациональность его поведения: «ты страдаешь, от этого страдают и твои близкие, а делов-то, в поликлинику на пол часа зайти» или «ты себя плохо чувствуешь, это мешает тебе работать, ты меньше зарабатываешь». У мужчин рациональное мышление, поэтому такой подход им будет более понятен.
Случай из практики Игоря Вячеславовича Ляха.
На консультацию пришла женщина средних лет, по имени Ольга, в очень тяжелом состоянии после внезапной гибели матери. Мать Ольги умерла на работе, во время стрессовой ситуации у нее случился артериальный криз. Дочь настолько была шокирована, что на почве сильнейшего горя, у нее развился страх заболеть артериальной гипертензией. Ольга постоянно измеряла свое артериальное давление, фиксировала все показатели, а ее муж смеялся над такой странностью жены, которую она вскоре стала скрывать от него. Спустя некоторое время женщина стала обнаруживать у себя тяжелые симптомы болезни сердца, о которых читала в разных источниках. В поликлинике кардиолог выслушал все жалобы Ольги, провел соответствующие исследования, и направил ее к психологу.
На тот момент желание женщины мерить артериальное давление, пульс было, буквально, ежечасным. Она даже поменяла работу на менее оплачиваемую, но более спокойную, дабы избегать даже минимальных стрессовых ситуаций. Появились и серьезные проблемы во взаимоотношениях с мужем.
В ходе психологических консультаций удалось выяснить некоторые важные факты из анамнеза жизни Ольги. Тревожное отношение к своему здоровью у нее начало формироваться еще в детском возрасте. Мать Ольги боялась, что у девочки проблемы с легкими, поэтому часто отправляла дочь в санатории даже среди учебного года. В возрасте постарше у Ольги появилась масса гинекологических проблем, и, как она сама утверждает, сколько не лечилась от разных заболеваний (болезней легких, сердца, гинекологического профиля), у нее ни разу не появлялось ощущения, что она вылечилась.
После вполне закономерного вопроса: «Было ли у нее когда-нибудь хотя бы кратковременное ощущение полного здоровья?», возникла непродолжительная пауза, после которой женщина, буквально, разрыдалась и ответила: «Нет». Поплакав, Ольга отметила, что ей стало значительно легче, и она поняла, что постоянно ожидает поддержки от мужа, но не получает ее. Такой эмоциональный взрыв – результат многолетнего психологического дискомфорта, который раскрыла трагическая ситуация – гибель матери.
Работа с Ольгой была довольно длительной, продолжалась более года. Первоначально она отметила исчезновение патологической тревоги за состояние своего здоровья. На следующей психологической сессии она стала чувствовать себя почти здоровой, постепенно восстановились взаимоотношения с мужем, все это происходило летом. А осенью Ольга сильно простыла, и снова пришла на прием к психологу, перед тем как лечь на лечение в пульмонологическое отделение. На психологической консультации выяснилось, что до того, как заболеть она читала какую-то литературу о бронхите. Как и следовало ожидать, дополнительные исследования легочной системы не подтвердили серьезных клинических симптомов, красочно обрисованных в Ольгиных жалобах, но врачи все равно решили направить пациентку на лечение в стационар.
И все же спустя определенное время психологические консультации принесли положительный результат даже в таком не простом случае, у Ольги произошли позитивные изменения, она полна сил, прекрасно себя чувствует, сменила работу на более интересную и высокооплачиваемую, в общем, полностью довольна своей жизнью.
С ипохондриками родственникам все же несколько сложнее, в их болезни реализуется возможность неосознанного манипулирования близкими: «если не веришь, что мне плохо, значит, не любишь меня». Окружающим в такой ситуации приходится очень непросто, для них очевидно, что страдания ипохондрика не столь серьезные, но не следует замечать этого, так как такие люди сразу обижаются. Необходимо поддерживать ипохондриков, интересоваться состоянием их здоровья, и не в коем случае не смеяться над частыми походами к врачу. Лучше всего одобрять такое поведение и, как бы, между прочим, посоветовать аграванту обратиться к психологу или психоаналитику. Иногда в ходе психологических консультаций им приходится вести специальный дневник, где они отмечают изменения своего самочувствия в течение определенного времени. Так, если человек в среднем болеет около трех раз в месяц, то можно говорить о нарушении чувствительности, а это уже явное показание для работы с психологом.
Особая группа ипохондриков – люди пожилого возраста, это довольно проблемные пациенты, как для психологов, так и для врачей других специализаций. Они составляют основную массу очередей в поликлиниках, так как зачастую для них это единственный вариант общения, способ социальной реализации. Когда пожилые люди «уходят в болезнь» - это так же является признаком недостатка общения, внимания, только в этой ситуации оказывать внимание нужно не им, а они хотят оказывать внимание своим близким, детям, внукам, они хотят быть нужными, полезными для окружающих.
Дезаграванты и аграванты – жители разных полюсов северного и южного, то, что у одних в избытке, у других в недостатке. В завершении можно только отметить, что ипохондрикам помогает героическая мотивация, которой сверх нормы у дезагравантов.
Светлана Кухтерина