Горе: потеря близкого человека
Каковы признаки, симптомы и стадии горя? Доктором медицины Элизабет Кублер-Росс была разработана модель для понимания горя, которая описана в ее книге (1969г). По смерти и умиранию. Пять стадий горя, которые она выделила:
- отрицание,
- гнев,
- сделка,
- депрессия,
- принятие.
Она описала стадию отрицания как то, как понесший тяжелую утрату человек имеет трудность поверить в то, что случилось, фазу гнева как то, как оставшийся в живых вопрошает о справедливости утраты, стадию сделки как желание совершить сделку с судьбой, чтобы выиграть больше времени с тем, кто потерян, стадию депрессии как период, когда потерявший близкого человек соприкасается с тем, насколько печально ему переживать потерю своего любимого, и принятие - как чувство некоторого завершения горя и большей способности продолжать свою собственную жизнь. Кублер-Росс, по-видимому, считала, что эти этапы могут быть применены к любой значительной личной потере (например, работы, отношений, здоровья, предвидению собственной смерти), включая, смерть любимого человека. Также, вероятно, она полагала, что не все эти стадии обязательно должны произойти, они могут происходить в разном порядке и могут возникать повторно много раз как часть индивидуального горя. Другие эксперты по горю рассматривают процесс горя как имеющий 7 стадий, включающих:
- шок или неверие,
- отрицание,
- сделку,
- вину,
- гнев,
- депрессию
- принятие/надежду
Стадия шока или неверия понимается как оцепенение, часто ассоциируемое с первоначальным получением новостей о смерти любимого человека. Стадия вины, горя относится к чувствам сожаления о сложных аспектах взаимоотношений с умершим. В дополнение к эмоциональной боли, симптомы горя могут быть физическими, социальными или религиозными по природе. Физические симптомы могут варьировать от легких проблем со сном или аппетитом до сердечного приступа. Социальные симптомы тяжелой утраты включают в себя изоляцию от других близких и трудности во взаимоотношениях, деятельности дома, в школе и/или на работе. Для детей и подростков реакции на смерть родителя или другого близкого человека, как правило, соответствуют реакции на любой тяжелый стресс. Такие реакции обычно отражают особенную стадию развития ребенка или подростка. Например, пока дети до 2-х летнего возраста не умеют еще говорить, их реакцией на потерю любимого обычно включают в себя плач и большую раздражительность. В дальнейшем, у них проявляются физические симптомы проблем со сном и аппетитом, изменения в уровне активности, а также большую пристальность (бдительность) к своему окружению. С того времени, как дошкольники в возрасте от 3 до 5 лет становятся в состоянии запоминать того, кто умер, но еще не развили способности понимать постоянство смерти, они могут думать, что они каким-то образом магически вызвали смерть и могут вернуть человека назад. В дополнении к проявлению признаков горя, которые подобны детям ясельного возраста, они могут иметь больше сложностей при отделении от людей, заботящихся о них. Дети начального школы, в возрасте от 6 до 8 лет более вероятно понимают, что смерть постоянна, по сравнению с более младшими детьми, часто чувствуют вину по поводу смерти их близкого, становятся погруженными в воспоминания об ушедшем и пытаются совладать со своей потерей, которую они переживают, часто разговаривая об этом. В то время как симптомы горя у школьников в возрасте от 9 до 11 лет подобны симптомам детей начальной школы, эта более старшая группа более уязвима к снижению самооценки, потому что они считают себя отличными от своих сверстников, если они пережили потерю близкого человека. Они также более вероятно защищаются от своего чувства утраты, активно занимаясь в школе, социальной и/или внеклассной активности. В соответствии с развивающейся потребностью в независимости, подростки в возрасте от 12 до 14 лет могут испытывать смешанные чувства об умершем лице и проявлять широкий спектр эмоций. Они могут избегать разговоров о потере. Более старшие подростки обычно испытывают горе, подобное взрослым, переживая печаль, тревогу и гнев. Они, как правило, отрицают свое чувство потери при общении с родителями, но обсуждают его детально со сверстниками. Для детей, подростков и взрослых, как и любой большой стресс, горе может привести к эмоциональному регрессу человека, т.е. возвращение его к предыдущей, менее зрелой манере мышления, поведения и адаптации. Симптомы осложненного горя включают интенсивные эмоции и стремление к умершим, тяжелые навязчивые мысли о потерянном близком, чувство изоляции и пустоты, избегание выполнения вещей, которые возвращают воспоминания об умершем, новые или усугубляющиеся проблемы со сном или отсутствие интереса к деятельности, от которой пострадавший обычно получал удовольствие. Подростки чаще всего реагируют на потерю близкого, который умер из-за самоубийства подобно тому, как взрослые переживают осложненное горе. Независимо от возраста, люди, которые потеряли близкого из-за самоубийства, находятся в большей степени риска стать поглощенными причиной самоубийства, чем отрицать или прятать причину смерти, задаваясь вопросом, могли бы они предотвратить это, чувствуя виновными себя в проблемах, предшествующих суициду, чувствуя отвергнутыми своим близким и заклейменными другими.
|